Электро Дельта (Project Delta El) год 2012-2013
|
OLD1966
|
Дата: Четверг, 20.12.2012, 10:59 | Сообщение # 1
|
Генералиссимус электротранс
Группа: Модераторы
Сообщений: 1562
Репутация: 22
Статус: Оффлайн
|
Коллеги!
С некоторым опазданием и благодаря новым возможностям я всё же решился создать отдельную тему о своей работе над проектом: - электрическая Дельта.
Попробую упорядочить и дополнить информацию о постройке и работе над этим моим проектом, ибо прежняя информация - это обрывки фрагментов и обсуждений.
Но прежде всего хочу сказать что тема эта не закончена, что ведётся модернизация уже созданной эл. Дельты. Здесь всё и буду размещать. Может кому и пригодится мой опыт, да и советы послушать - дело нужное.
Ну и конечно же от всей души хочу поблагодарить всех ВАС, уважаемые КОЛЛЕГИ, кто всегда с терпением, мудрым словом и делом помогали мне в моих дерзаниях.
*******************************************************************
*******************************************************************
И так начну.... (материалы буду выкладывать последовательно, по мере компановки).
*******************************************************************
*******************************************************************
Часть -1
Жизнь идёт и я (как в общем то всегда и было) не смог спокойно сидеть сложа руки. Мысли о новом творении давно будоражили моё сознание, а руки так и просили творчества.
Бесконечно дорожающее топливо, небогатая жизнь и никудышние запчасти, ремонт......- всё это давно производит самые нерадостные впечатления.
И это есть "горячая" проблема.
Проект созрел, возможность то же появилась.
И всё это только благодаря моему очень хорошему другу. Земной ему поклон от меня!
********
В апреле был дан "Старт" проекта. Пять месяцев кропотливого труда, поиска, расчётов. Шаг за шагом движение к цели.
"Капля камень точит" - гласит мудрость. Так и у меня... Потихоньку, помаленьку дело сдвинулось и пошло-поехало.
Сначала из закромов была извлечена моя Дельта, 4 года там пылившаяся. Глядя на эту девочку, на её грацию и миниатюрность, но в то же время строгость и надёжность, я не раз останавливался на мысли - нельзя такой красавице "умирать" в пыли сарая. И вот время пришло.
Шаг первый: почти полная разборка:
http://www.youtube.com/watch?v=a-xtMVF19J0
И вот что "осталось" от прежней китайской красавицы:
http://www.youtube.com/watch?v=TZ4LJi8GgSU
***************************************************
Пришло время снова учиться и разбудить в себе новые умения.
Это подготовка, наборка и спицовка колеса. При столь своеобразном подходе (переделка базовых спиц и расчёт всего этого) я выполнял сею операцию второй раз в жизни. Уверенность и целеустремлённость победили. Глаза боялись - руки делали.
МК тяговый на 48в(исходно). Будет работать на 72в. В пике даст около 2.1кВт
http://www.youtube.com/watch?v=R5lkT76CIFI
Спицы взял родные Дельтовские, обрезал их, загнул, смастерил головки, проварил их. Вышло вполне прилично и надёжно. (технология не раз проверена временем)
Естественно на одни спицы я не стал рассчитывать, и помня весь свой многолетний опыт эксплуатации мото транспорта в обязательном порядке изготовил и установил распорки в колесо. Вот теперь всё стало как надо.
Очень удачным оказалось то, что МК своими габаритами просто замечательно стал в заднюю вилку Дельты, тем самым мне удалось избавиться от необходимости переделывать подвеску.
Продолжение следует.....
|
|
|
|
|
OLD1966
|
Дата: Четверг, 20.12.2012, 23:23 | Сообщение # 2
|
Генералиссимус электротранс
Группа: Модераторы
Сообщений: 1562
Репутация: 22
Статус: Оффлайн
|
Часть - 2
После того, как было собрано колесо, пришло время смонтировать на него тормоз.
Так как барабанный тормоз даже не рассматривался как вариант, однозначно выбар пал на дисковый. Но его ещё предстояло "сделать". Пришлось обойти на стоянках кучу скутеров, позаглядывать на колёса, прикинуть что и где используется. Выбор пал на двух поршневой рабочий цилиндр и Левую рабочую машинку (ГТЦ).
Проблема так же была в том, что нужно было соединить эти два устройства и только после долгих поисков удалось найти нужные шланги и трубки.
Это было пол дела. Пришлось долго поискать сам тормозной диск и выточить ступицу под него.
Всё неплохо компоновалась и вписывалось в конструкцию. Пришлось ещё потрудиться, прежде чем замаячил результат.
|
|
|
|
|
OLD1966
|
Дата: Четверг, 20.12.2012, 23:38 | Сообщение # 3
|
Генералиссимус электротранс
Группа: Модераторы
Сообщений: 1562
Репутация: 22
Статус: Оффлайн
|
Часть - 2.1
После установки на МК диска тормоза пришлось немало повозиться с пластиной крепления рабочего цилиндра на задней вилке. Вышло очень даже не плохо.
К сожалению не удалось избежать "болезни" дисковых тормозных систем. Как не старался я (а причина в одностороннем расположении цилиндриков на суппорте), присутствует эффект "чирканья" колодки о диск. Явление почти безвредное, практически минимум-контакта, но в тишине движения эл.Дельты хорошо прослушивается. Я, конечно, привык уже, но всё же несколько неприятно.
И всё же не смотря на мелкие огрехи, колесо с МК замечательно стало в заднюю вилку. Помня прошлые огрехи с креплением оси МК в вилке, были сделаны специальные предохранители от проворота и вылета из паза вилки.
Вариант 1 оказался не убедительным. Хорошо сработал вариант 2.
Вариант - 1
Вариант - 2
|
|
|
|
|
OLD1966
|
Дата: Суббота, 22.12.2012, 11:09 | Сообщение # 4
|
Генералиссимус электротранс
Группа: Модераторы
Сообщений: 1562
Репутация: 22
Статус: Оффлайн
|
Часть - 3
Следующим шагом стала работа с проводкой, установкой реллюх, сигнализации, контроллера и прочей электрической "живности".
На руле изминения были не значительны. Разве что это коснулось левой ручки, на которой я срезал родной рычаг сцепления с проушиной. Они были там лишние, так как на смену пришла ручка с рычагом и ГТЦ заднего тормоза. Ну и добавил 1 тумблерок для включения ЗХ. Его (ЗХ) я не считаю лишним на двухколёсном ЭТ. Справа я удалил ручку "газа" оставив при этом переключатели. Электрическая ручка "газа" стала на место своей предшественницы просто замечательно. Едно мне не понравилось, срезав на левой ручке проушину под рычаг, я так же лишился крепления зеркала. По этому пришлось мастерить банальные хомуты. А вот сами зеркала я взял с авто и установил их на удлинённых стойках что бы сделать хороший задний обзор. Но, как известно, не бывает всё замечательно. Больший вынос зеркала увеличил так же их "зацепляемость" и теперь приходится осторожнее вруливать в калитку, ворота, гараж и т.д.
Конструкция рамы Дельты такова что в её центре есть своеобразная коробка-ниша для АКБ, блоков электроники, воздушного фильтра и т.д. Именно она послужила прекрасным "домом" для размещения всех узлов электричества и электроники, контроллера. Лучшего не следовало и желать. Всё стало и вписалось просто замечательно. Единственное, пришлось несколько "удлинить" вниз боковые крышки.
На всякий случай поставил куллер в направлении в нишу к контроллеру и ЗУ. Но! - ЗУ пока туда не ставил (может летом что бы не возить отдельно), а контроллер практически холодный в работе. Так что куллер остался на всякий там случай.
Что бы не "ковырять" всю проводку на дельте, оставил всё как есть и только оставшиеся "не нужные" провода от старой проводки уложил и заизолировал. Применил DC-DC преобразователь 100-13.5в и подключил в цепь Дельты. Всё вышло просто замечательно.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!
|
|
|
|
|
OLD1966
|
Дата: Суббота, 11.05.2013, 17:39 | Сообщение # 5
|
Генералиссимус электротранс
Группа: Модераторы
Сообщений: 1562
Репутация: 22
Статус: Оффлайн
|
ПРОДОЛЖЕНИЕ!
Следующим шагом была батарея АКБ. В самый раз к моменту пришёл заказ из поднебесной. В нём были батареи.
По ссылке можно перейти на мой сайт и прочесть о работе над АКБ.
Смотрим здесь:
http://samodelkin66.jimdo.com/project....%87-6-2
*********************************************************************
Пришлось переделать контейнера под Дельту. Я решил отказаться от БМС в пользу селлогов, а так же добавить по 1й ячейке в каждый контейнер. Итого было 24, стало 26 ячеек. (Во время сравнительных испытаний присутствие 2х дополнительных ячеек явно ощущалось в возросшей тяге и динамике).
Но это было сделано чуть позже. Пока же БМС оставались на своём месте.
Смотрим здесь:
http://samodelkin66.jimdo.com/project....%87-6-3
Устанавливая АКБ пришлось выполнить много переделок.
http://samodelkin66.jimdo.com/project....%87-6-4
После больших "танцев с бубном" вот такой получился результат. Смотрим здесь:
http://samodelkin66.jimdo.com/project....0%D0%BB
Конечно же это не мог быть финал. 10Ач явно не хватало. Пришлось докупить АКБ и продолжить работу. 20Ач - это уже хорошо! 75км пробега...
http://samodelkin66.jimdo.com/project....A%D0%B1
Следующим шагом стала работа над фарой. Нужно было сделать экономное и очень мощное освещение, способное мало "кушать" и при этом ставить на место ездюков с ксеноном и подобным выпендрёжем.
По тех. причинам работа временно остановлена.
*******************************************************
Практически закончив тех. работы с Дельтой (кроме некоторых, временно приостановленных), решил заняться дизайном. Естественно он должен быть практичным.
Установил крышку-короб на АКБ, закрыл кабеля, установил лобовое стекло и прозрачный съёмный колпак на приборы.
http://samodelkin66.jimdo.com/project....0%D0%BD
******************************************************************
Имея достаточно большой опыт конструирования, удаётся свести количество "косяков" к минимуму. Но всё же - как без них?
Иногда подводят лишняя самоуверенность и русский "Авось!".
Вот один из примеров "Авося!", который таки не сработал. Я ведь точно знал, ось МК нужно НАГЛУХО крепить от смещения и проворачивания. Одну (правую сторону) как следует закрепил, левую на "Авось!" оставил - (ну, типа тоже закрепил). Довольно долго отъездил без проблем, но ВДРУГ! БАЦ! и смещение левого вала МК. Хорошо что без последствий. Сразу же всё было сделано КАК НАДО! А ведь можно было так изначально смастерить!
Чёрт его знает, всё вроде до мелочи выводишь, а здесь - ЛЯП! и вроде так и надо. Понимаешь, но....всё что то ждёшь. Ждёшь, пока "петух не клюнет". Вот ведь как бывает.
http://samodelkin66.jimdo.com/project....8%D0%B8
***********************************
Следующим шагом будет продолжение работы над супер-фарой. Драйвер уже готов. Осталось "приложить руки" и довершить это действо с фарой.
|
|
|
|
|
OLD1966
|
Дата: Суббота, 13.07.2013, 13:47 | Сообщение # 6
|
Генералиссимус электротранс
Группа: Модераторы
Сообщений: 1562
Репутация: 22
Статус: Оффлайн
|
И вот снова я вернулся к светодиодной фаре.
Наконец свершилось и я стал обладателем шикарного устройства - драйвера для работы от 12в с кристаллом CREE CXA 2520. Хорошо продуманная конструкция с тремя режимами управления свечением кристалла ( с шагом 3 - 10%) яркости, макс. мощностью около 4000 люм и током не более 1.5а была разработана и сделана (совершенно бесплатно!) для меня Уважаемым UR5WKK участником нашего (сайта) (форума)
https://escooter.org.ua.
Большая ему за это благодарность!
|
|
|
|
|
OLD1966
|
Дата: Суббота, 13.07.2013, 13:51 | Сообщение # 7
|
Генералиссимус электротранс
Группа: Модераторы
Сообщений: 1562
Репутация: 22
Статус: Оффлайн
|
К величайшему неудовольствию при переделке и адаптации кристалла под отражатель фары что то случилось с самим кристалом и он " потух" на половину. Реанимировать его так и не удалось.
Пришлось покупать новый кристалл.
*********************************************************
Теперь наступил самый сложный момент - это создание самой фары. Первые шаги уже сделаны.
|
|
|
|
|
i8086
|
Дата: Суббота, 13.07.2013, 15:45 | Сообщение # 8
|
Генералиссимус электротранс
Группа: Проверенные
Сообщений: 2015
Репутация: 23
Статус: Оффлайн
|
Цитата (OLD1966)
что то случилось с самим кристалом и он " потух" на половину. Реанимировать его так и не удалось.
Сочувствую...
Похоже на деградацию кристалла от перегрева. Максимальный ток не превышался? А может и заводской дефект, кто их знает...
|
|
|
|
|
OLD1966
|
Дата: Воскресенье, 14.07.2013, 22:27 | Сообщение # 9
|
Генералиссимус электротранс
Группа: Модераторы
Сообщений: 1562
Репутация: 22
Статус: Оффлайн
|
И так, конструирование, сборку и установку новой фары и драйвера закончил.
В процессе создания фары пришлось изготовить кольцо-удлинитель для выноса оптики дальше от корпуса так как радиатор на кристалле сильно выступает назад.
После этого установил куллер, подключил драйвер и установил новую оптику на место прежней.
Вечером провёл испытания. (фото будет)
Ну что сказать?......
Если бы этот свет сфокусировать, то это был бы супер-прожектор. А так получился хорошее, яркое, но в стиле "а-ля всё ближний свет" освещение. Есть три режима. Все настраиваемые в полном диапазоне 0 - 100% мощности кристалла. При них довольно прилично видно на моих скоростях в пределах 50км\ч.
Слабый - ближний свет
Сильнее - "типа" дальний
Глаза из орбит - максимальный. Этот для идиотов - любителей ксенона.
И на последок:
Как я уже писал, прежний кристалл был пломан.
Его параметря 5000К. Белый-нейтральный. - свет сильный но скрадывающий.
Я же купил 3000К тёплый-белый. - это самая бомба для освещения. Очень близок к ЛН (как и положенно чуточку желтит) и в то же время чертовски хорошо освещает дорогу и предметы.
Вот такие то дела!
***************************
Больше - здесь:
http://samodelkin66.jimdo.com/project....ogout=1
|
|
|
|
|
OLD1966
|
Дата: Воскресенье, 14.07.2013, 22:48 | Сообщение # 10
|
Генералиссимус электротранс
Группа: Модераторы
Сообщений: 1562
Репутация: 22
Статус: Оффлайн
|
Осталась последняя "болячка" - в прямом смысле слова.
Ни как не отбалансирую АКБ. Руками это вообще утопия. Несколько "выскочек" хронически портят всё дело и АКБ вечно недозаряжен. Пришлось вернуться вновь к БМС но немного в другом ракурсе. Внешне использовать её только для балансировки. Заказал Смарт БМС, прислали, но....что то не пошла. Балансирует медленно, хорошо, но процесс замирает на напряжении 3.43в, хотя вроде бы прошивали под 3.55в. Сейчас вернул на перепрошивку. ОЧЕНЬ надеюсь на положительный результат. |
|
|
|
|
ZMEI
|
Дата: Понедельник, 15.07.2013, 08:44 | Сообщение # 11
|
Генералиссимус электротранс
Группа: Модераторы
Сообщений: 1433
Репутация: 26
Статус: Оффлайн
|
Цитата (OLD1966)
Глаза из орбит - максимальный. Этот для идиотов - любителей ксенона.
.
МК 500w ,контроллер 45А 66V рекуперация ,12 А/ч LiFePO4 , скорость МАХ 40км/ч .
|
|
|
|
|
OLD1966
|
Дата: Пятница, 02.08.2013, 13:14 | Сообщение # 12
|
Генералиссимус электротранс
Группа: Модераторы
Сообщений: 1562
Репутация: 22
Статус: Оффлайн
|
Сегодня была БОЛЬШАЯ ПРОБА!
Отчёт:
Пробег - 76км, местность - слабо холмистая. Режим движения - загородный.
Нагрузка: масса Дельты (пока точно не знаю, за 55кг + я 95кг)
Расход батареи (заявлено 20Ач) - снято 19.8Ач. Отключение - на ячейке 2.9в
Макс. скорость - 55км
Постоянная скорость при тесте - 50км\ч (+- 5км\ч, но 50км\ч удерживались практически всё время в движении - 18Ач)
Последний 1Ач - макс скорость 46км\ч,
Ток: макс - 30А, практически постоянный в движении (прямые) - 9-13А
Мак привис напряжения (при разгоне в конце ёмкости) - 76в
Ветер - с разных сторон, около 7м\с, на скорости 50км\ч довольно высокое сопротивление, очень помогает стекло.
Температура за бортом +31 в тени.
Нагрев МК - макс. до +40
Что скажите? Я думаю - это не плохо.
P.S.
Особую благодарность хочу выразить ЗМЕЮ за супер быструю помощь по подготовке ЗУ для Дельты.
**********************************
Прошу комментировать в этой ветке:
https://escooter.org.ua/forum/8-49-12106-16-1375438816 |
|
|
|
|
OLD1966
|
Дата: Вторник, 06.08.2013, 21:19 | Сообщение # 13
|
Генералиссимус электротранс
Группа: Модераторы
Сообщений: 1562
Репутация: 22
Статус: Оффлайн
|
Стемнело. Провёл съёмку - как светит новая фара. Как уже писал, очень жаль что не удаётся сфокусировать свет, но это не мешает видеть хорошо.
(При съёмке фара специально немного опущена вниз)
1) Ближний:
2) Дальний:
3) Контр свет:
4) Вид приборов в темноте:
Конечно же фотоаппарат не может отобразить всю мощу света. Спереди на макс. (контр свет) просто глаза из орбит лезут.
Привет ксено-любам!
|
|
|
|
|
OLD1966
|
Дата: Вторник, 06.08.2013, 22:30 | Сообщение # 14
|
Генералиссимус электротранс
Группа: Модераторы
Сообщений: 1562
Репутация: 22
Статус: Оффлайн
|
Подводим итог по работе над АКБ!
Эпоппея с АКБ несколько затянулась. Выезд, запланированный на начало июня был сдвинут аж на начало августа. И на то были весомые причины.
Постараюсь кратно, но полно проанализировать всю работу с АКБ LiFePo4 и приведением его в "боевую готовность" без БМС.
И так, к базовому комплекту 2х13ячеек 10Ач был добавлен ещё такой же. Итого получили 20Ач 2х13ячеек запараллеленых по 2шт. Технические проблемы решить удалось сложно, но удачно (смотрим выше о монтаже АКБ), а вот электро. стыковка ячеек.....
Здесь отдельный разговор.
Опишу по пунктам свои выводы:
1) При сборке батареи необходимо предельно тщательно отсортировать АКБ и параллелить ячейки, близкие по параметрам.
2)"Выскочки" являются самыми хорошими АКБ из партии. Это проверено и доказано неоднократно. Они быстрее всех заряжаются и лучше всех ведут себя при разряде (проседают меньше всех).
3) "Выскочки" (если невозможно их удалить из общей батареи) нужно собрать все вместе с одного из краёв АКБ для возможности отдельно работать с ними, так и с остальной АКБ.
4) При сборке новой батареи АКБ (соблюдая правила обязательной отборки и сортировки по близким параметрам) практически нет проблемы с подгонкой АКБ в режим балансировки (при отсутствии БМС). Проведя несколько раз процедуру заряд-разряд и выполнив кропотливую, но столь нужную ручную балансировку АКБ в конце заряда, можно в итоге получить батарею с непрохими параметрами эксплуатации даже без БМС. Можно смело снять 95% её ёмкости.
5) Как же выглядит картина напряжений при заряде (мой опыт, он несколько отходит от классического представления этой процедуры):
а) мин. порог АКБ - 2.9в
б) в режиме зарядки (наблюдая по селлогам при нормально отсортированных ячейках) напряжение на всех ячейках растёт ровно, как под линеечку, вплоть до 95% заряда АКБ (без БМС).
в) набрав 95% ёмкости от заявленной, напряжение на АКБ наблюдаю в пределах 3.43-3.45в и не как не 3.55в или 3.7в. Контроль набора ёмкости АКБ ведётся с помощью ватт метра. При этом произведя разряд АКБ (после суточного отстоя после зарядки - на селлогах по 3.3в ячейка) я получаю столько же снятой ёмкости, сколько и было вкачано в АКБ при зарядке. Это подтверждено как в стационаре, так и в "живой" эксплуатации ТС делая упор на ватт метр и пройденое расстояние.
г) Разбег ячеек - "выскочки" - появляются в самом конце заряда и если на этом остановить процесс зарядки АКБ (без БМС), в среднем потеряете около 5% ёмкости аккумулятора. Скорей всего это не существенно. Врядли кто либо "высасывает" АКБ "до дна" и делает это регулярно.
********************
Литий не имеет памяти, но есть утверждения что при хронических недозарядах всё же быстрее изнашивается ячейка. Можно много спорить по поводу такой аргументации, но учитывая "молодость" лития и не такой уж большой срок эксплуатации его эл. велосипедистами и прочими, трудно (да и не разумно) делать твёрдые утверждения. Только время расставит точки над "I".
*********************
Ну и в финале: наличие хорошей БМС наверное позволило бы избежать массы проблем, но её просто нет. А использовать какую нибудь, абы была - глупо. Так что "танцуем от имеющегося". И, кажись, с неплохим результатом. |
|
|
|
|
vpa
|
Дата: Среда, 07.08.2013, 18:48 | Сообщение # 15
|
Генерал-полковник электротранс
Группа: Проверенные
Сообщений: 874
Репутация: 11
Статус: Оффлайн
|
Спасибо, OLD1966, за подробный и содержательный отчет о проделанной работе.
Цитата (OLD1966)
Ну и в финале: наличие хорошей БМС наверное позволило бы избежать массы проблем, но её просто нет. А использовать какую нибудь, абы была - глупо. Так что "танцуем от имеющегося". И, кажись, с неплохим результатом.
Считаю, что БМС предназначена для "блондинок" в первую очередь, т.е. неопытных, неграмотных пользователей, остальным достаточно селлогов и периодического ручного балансирования, достаточно редкого и малообременительного, а если есть модельная зарядка с балансиром, тогда все еще упрощается.
|
|
|
|